Понедельник
23.10.2017
05:32
Форма входа

Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Наш опрос
$ОПРОСА$
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0



                         
         
                               
          
                                   
         
                                      
            
                             
         
                             
                          
                             


    МБОУ "Именьковская сош с углубленным изучением"







                                            Методическая работа

     
    Учебная проблема школы:
     
    "Развитие познавательного интереса учащихся
    на основе личностно-ориентированного развивающего обучения"
     
    Мәктәпнең уку проблемасы:
     
    "Шәхескә юнәлдерелгән иҗади үстерешле укыту нигезендә укучыларда белем алуга кызыксындыру тәрбияләү"
     
    Программа методической работы педагогического коллектива школы над педагогической проблемой:
    « Развитие познавательного интереса учащихся на основе личностно-ориентированного обучения».
     
    Заместитель директора по учебной работе Хафизова Миннесрур Вагизовна
    Актуальность проблемы.
    Образование должно обеспечивать не только познание мира, но и развитие личности в ее индивидуальности, неповторимом своеобразии. Это должно обеспечиваться образовательным процессом, основная функция которого – организация единого пространства познания и индивидуального развития.
    Образование в настоящее время переживает кризис и наиболее общие черты проявления того кризиса:
    · Рассогласование между потребностями общества, требованиями к профессиональной подготовке специалистов и уровнем их реальной подготовки.
    · Несоответствие традиционных целей образования как познания мира через научно-организованную информацию и новых задач образования как приобщения человека к основным ценностям культурно-исторического развития общества.
    · Нескоординированность двух основных составляющих образования: овладение социокультурным опытом предшествующих поколений и проживания человеком в онтогенезе собственного опыта жизнедеятельности в социуме.
    Технология личностно-ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Содержательные, технологические и организационно-управленческие характеристики:
    · разработка технологии образовательного процесса, в основу которого положена педагогическая культура выявления и использования субъектного опыта его собственной жизнедеятельности (познания, социализация, саморазвития, самореализации);
    · создание условий для осуществления внутренней и внешней дифференциации их оптимального соотношения с учетом выявления возможностей и перспектив индивидуальной траектории развития каждого ученика как личности;
    · разработка научно-обоснованной базы, позволяющей проектировать, программировать личностно-ориентированной педагогической технологии, фиксируемые прежде всего в концепции учебного плана как целостной образовательной программы.
    Актуальность этой технологии связана с изменением социально-культурных приоритетов во всех сферах общественного развития, в том числе образования. Для личностно-ориентированного образования более существенной является ориентация на ценности, чем на конечные цели т.е. важно каким быть, а не кем быть?
    Проблема индивидуальных особенностей учащихся и возможностей учета их в учебно-воспитательном процессе не новая. Еще при индивидуальном обучении, широко применявшемся в школах древнего мира и средневековья, учителя сталкивались с тем, что ученики по-разному воспринимали, усваивали, запоминали учебный материал, проявляя не одинаковое отношение к учебным занятиям волевые усилия. Но тогда, когда у учителя был единственный ученик, находящегося вне коллектива, имелась возможность учитывать его индивидуальные способности. Но при развитии общества, эта система оказалась неприемлемой, нужно было обучать большое количество детей, появилось классно-урочная система, что привело к противоречию между коллективной формой обучения и индивидуальным характером усвоения знаний. Появилась проблема индивидуального подхода к учащимся в обучении. Становление, развитие и разрешение ее происходило постепенно: от простых правил, требований учитывать индивидуальные способности учащихся до выделения их в соответствующий дидактический принцип. Различаются несколько этапов развития и решения рассматриваемой проблемы. Первый этап сводился к разработке самых общих рекомендаций по изучению и учету индивидуальных особенностей учащихся. Самые первые высказывания об этом сделаны Яном Амосом Коменским, основателем классно-урочной системы, как средство продвижения каждого ученика к новым уровням развития. Значительный вклад внесли в разработку вопросов развития личности революционеры –демократы В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, М.А.Добролюбов.
    Начало теоретического уровня разработки индивидуального подхода к учащимся в обучении связана с великим русским педагогом, основоположником педагогической науки и народной школы в России К.Д.Ушинским.
    С 50-ых годов начинается значительное углубление по решению данной проблемы. Она становится в центре внимания советской дидактики и психологии в работах М.Д.Сонина, В.И.Гладкина, а 60-е годы в Казани под руководством ученых-педагогов М.И.Махмутова, Д.В.Вилькеева, Н.А.Половниковой.
    Важной предпосылкой в разработке проблемы индивидуализации учебной деятельности послужили многочисленные исследования дидактов и психологов: М.А. Данилова, Б.П. Есипова,М.С. Скаткина, М.И.Махмутова – концепция активизации учебно-воспитательного процесса; Ю.К.Бабанского – оптимизация процесса обучения; В.В.Давыдова, Д.В.Эльконина – Развитие теоретического мышления; М.И.Махмутова – проблемное обучение; Г.К.Селевко – технология саморазвивающего обучения и др.
    Эти исследования позволили подойти к рассмотрению проблемы индивидуального подхода к учащимся в обучение на новом уровне. Появилась новая технология Ш.Амонашвили, потом И.С.Якиманской технология личностно-ориентированного обучения.
    Современная школа должна обеспечит такую систему образования, которая удовлетворяла бы потребности каждого ребенка с учетом его возможностей, склонностей, способностей, и развивала бы их. Обучение может быть развивающим, если оно приспособлено к уровню развития и воспитания каждого учащегося. Это возможно с помощью дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса, т.е. с помощью личностно-ориентированной развивающей технологией.
    Основная проблема данной работы вытекает из того объективно существующего противоречия между потребностью общества во всесторонне подготовленных к жизни личностях и недостаточной эффективностью системы школьного образования. – определение, проверка и внедрение средств индивидуализации учебно-воспитательного процесса в школе. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.
    Объект методической работы – деятельность учителя по управлению процессом обучения и воспитания.
    Предмет методической работы – личностно-ориентированное образование, индивидуализация учебно-воспитательного процесса учащихся школы.
    Гипотезы.
    · Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта.
    · Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития.
    · «Вектор развития» строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию.
    · Ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе
    Особенности методики.
    Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
    ЗУН. Ученик избирательно относится ко всему, что воспринимает из внешнего мира. Далеко не все понятия, организованные в систему по всем правилам научной педагогической логики, усваиваются учащимися, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой в организации обучения является актуализация субъектного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития.
    СУД. Способ учебной деятельности – это не просто единица знания или отдельное умственное умение, а личностное образование, где как в сплаве объединены мотивационно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты. В способах учебной работы отражается субъектная переработка учениками программного материала, в них фиксируется уровень его развития. Выявление способов учебной работы, устойчиво предпочитаемых самим учеником, является важным средством определения его индивидуальных особенностей.
    Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного развивающего процесса:
    · учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
    · изложение знаний в учебнике и учителем должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;
    · в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
    · активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
    · учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;
    · необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
    · при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личном развитии;
    · необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;
    · образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Позиция учителя: · инициирование субъектного опыта учения;
    · развитие индивидуальности каждого ребенка;
    · признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.
    Позиция ученика:
    · свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса;
    · самопознание, самоопределение, самореализация.
    Этапы методической работы.
    1 год.
    1. Изучение и анализ научно-педагогической литературы по проблеме, ознакомление с состоянием практики решения данной задачи, выявление основных проблем данной темы.
    2. Поисковая работа.
    3. Определение содержания деятельности структурных подразделений методической службы школы и отдельных учителей в контексте методической деятельности.
    I I—I I I год.
    1. Формирующая и констатирующая методическая работа. Внедрение достижений педагогической науки и практики.
    2. Организация специальных занятий для учителей методических семинаров, педагогических чтений.
    IV—V годы.
    1. Организация и проведение семинаров по проблеме, выходы на ШМО, ЗМО, РМО, Республику через Институт Развития Образования.
    2. Обобщение и анализ полученных данных, выдвижение практических рекомендаций.
    3. Оформление результатов деятельности, подведение итогов проделанной работы.
    4. Творческие отчеты методических объединений школы.